Оформить себя в качестве самозанятого очень просто. В настоящее время есть 4 способа регистрации: через приложение «Мой налог», портал Госуслуги, личный кабинет налогоплательщика и уполномоченный банк. Для регистрации нужно иметь ИНН, смартфон или компьютер, в некоторых случаях учетную запись на Госуслугах.
Итак, как стать самозанятым? Рассмотрим все доступные способы.
Как стать самозанятым
Самозанятый — это плательщик экспериментального налога на профессиональный доход (НПД). Эксперимент проводится до 2029 года на территории всех регионов России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.
Самозанятым может стать физлицо, ведущее предпринимательскую деятельность (оказание услуг, работ, продажа товаров собственного производства) на территории прохождения эксперимента, без сотрудников, с годовым доходом не больше 2,4 млн рублей.
Зарегистрироваться в качестве самозанятых могут не только граждане России, но и Украины, а также стран-членов ЕАЭС: Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Как и россиянам им понадобится ИНН, если его нет, нужно сначала его сделать.
Для регистрации нужно передать в Федеральную налоговую службу (ФНС) только заявление о постановке на учет. Интересно, что нельзя это сделать, просто придя в местную налоговую, либо отправив заявление почтой или по телекоммуникационным каналам связи, как это происходит при регистрации ИП или юридического лица. Стать самозанятым через МФЦ тоже нельзя, но можно использовать банки.
Датой постановки на учет считается день, когда заявление было сформировано и отправлено в налоговую.
Место ведения деятельности
При регистрации нужно указать место ведения деятельности. Если деятельность ведется сразу в нескольких регионах, нужно выбрать одно на свое усмотрение. Сейчас любой регион России является участником налогового эксперимента «Налог на профессиональный доход», поэтому можно смело указывать любой.
Если деятельность ведется в интернете, то место ведения деятельности определяется, как местонахождение плательщика НПД или местонахождение покупателя (заказчика), более четких критериев в законе нет.
Если налогоплательщик живет за границей, то местом ведения деятельности можно указать местонахождение основного покупателя.
При сдаче недвижимости в аренду можно указать регион, где она находится, либо место своего проживания (если это Россия).
В случае прекращения деятельности в выбранном регионе, нужно выбрать актуальный. И сделать это не позднее окончания месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.
Мой налог
Самый простой и популярный способ стать самозанятым — установить на смартфон приложение «Мой налог». Изначально он был основным, потом стали добавляться новые.
Существует три варианта зарегистрировать себя в качестве самозанятого через «Мой налог»:
- с помощью учетной записи на Госуслугах;
- с использованием ИНН и пароля для входа в личный кабинет налогоплательщика;
- с помощью сканирования паспорта и предоставления своего фото, которое можно сделать сразу в приложении.
Два первых способа будут более быстрыми, идентификация личности проходит через Госуслуги или личный кабинет налогоплательщика, не нужно вводить данные и делать фото.
Последний способ не подходит для иностранцев, сканировать можно только российский паспорт.
Госуслуги
Возможность регистрации через Госуслуги появилась с 1 августа 2022 г. Нужно зайти в свою учетную запись на Госуслугах. В поиске написать «Регистрация самозанятого» и перейти на данную услугу. Сервис попросит подтвердить свои данные, ИНН и телефон, указать регион работы, дальше нужно нажать кнопку «Отправить заявление».
Личный кабинет самозанятого
Еще один способ — регистрация на сайте «Кабинет налогоплательщика НПД Мой налог» — lknpd.nalog.ru, веб-версия мобильного приложения «мой налог». Этот сайт только для самозанятых, для физлиц и ИП есть другие налоговые сайты.
Авторизоваться на сайте можно так:
- с помощью квалифицированной электронной подписи,
- с помощью логина и пароля из регистрационной карты, которую можно получить в любой налоговой, независимо от места жительства;
- через Госуслуги (ЕСИА).
Через банк
Более 30-ти банков предлагают бесплатную регистрацию в качестве самозанятого. Посмотреть список банков можно здесь — npd.nalog.ru/credit-orgs. Для чего банкам возиться с самозанятыми? Выгода очевидна — получение нового клиента, который будет пользоваться продуктами банка, как минимум его дебетовой картой.
Чтобы стать самозанятым через выбранный банк, нужно сначала стать его клиентом, заказать и получить дебетовую карту. Если вы уже клиент, то надо зайти в приложение банка, найти «Открыть новый продукт» и выбрать «Регистрация самозанятого». У СберБанка данную функцию нужно искать в сервисах «Сервис для самозанятых», у ВТБ в «Бизнес и самозанятость».
Банки подписывают заявление электронной подписью и отправляют его в налоговую. Что еще они предлагают самозанятым, кроме регистрации? Это:
- Формирование онлайн-чеков и отправка их своим покупателям;
- Расчет налогов и их уплата;
- Аннулирование ошибочных чеков.
Таким образом банковское приложение частично заменяет «Мой налог». Можно выбрать наиболее приятный для себя банк и работать с ним.
Налоговая служба в течение 5 рабочих дней рассмотрит заявление, но по факту ответ приходит сразу. Уведомление о регистрации или отказ придет в личный кабинет на Госуслугах, в приложении «Мой налог», в личный кабинет самозанятого или банк, через который проводилась регистрация.
Мнение
Зарегистрироваться в качестве самозанятого очень просто и быстро, причем разными способами: в смартфоне или на компьютере. Госпошлины за регистрацию нет. Не нужно идти в налоговую или куда-то еще, все происходит дистанционно. Не надо создавать и заполнять какие-либо документы, достаточно указать свои персональные данные и место ведения деятельности.